Фольклёр о кузнецах  


Мифы о кузнецах:
Миф.
Это слово, вкладывая в него различное значение, используют ученые многих специальностей — фольклористы, этнографы, историки, философы и т. п., а также политики разных времен. Общее, пожалуй, в этих определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Для тех, кто создал миф, он является истиной, частью знаний об окружающем человека мире, о жизни человеческих общностей различных уровней. Так, миф о первопредках, о знаменитых героях и др. были для каждого этноса частью исторических преданий и рассказов. Именно поэтому практически ни у одного народа нет слова, которое бы означало миф.
Для фольклористов и этнографов миф — это особый жанр устного творчества, произведение, чаще всего прозаическое, дающее религиозное или иррациональное (верное, но пока недоступное разуму), объяснение явлениям природы и жизни человека. Совокупность таких произведений мы называем мифологаей. На первый взгляд мифология — это едииая, взаимосвязанная, самостоятельная система произведений устного народного творчества. На самом же деле данная система есть продукт творчества составителя сборника мифов, результат подбора текстов по сложившемуся трафаретному определению мифа.


ГЕФЕСТ

Гефест – бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии. Первоначально почитался как бог подземного огня в областях с действующими вулканами. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития. Гефест – единственный из олимпийских богов, занимавшийся физическим трудом; он выстроил себе и богам великолепные медные чертоги, для Ахилла он выковал необыкновенные доспехи, для Диомеда – латы, для Зевса – скипетр и эгиду и прочее. Изображали его в виде бородатого, широкоплечего кузнеца с молотом и клещами.
Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на Олимпе слабым и хромым. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю. Он упал в волны безбрежного моря, где его воспитали морские богини. Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным мастером в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.
Долго таил Гефест в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. Лишь только Гера села в кресло, как обвили её несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Никто не мог освободить царицу Геру. Только Гефест мог освободить свою мать.
За Гефестом послали Гермеса, бог-кузнец наотрез отказался освободить Геру: он помнил зло, которое причинила ему мать. На помощь Гермесу явился Дионис, бог вина. Он напоил Гефеста и привел его на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь он не помнил обиды.
Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе воздвиг дворец из золота, серебра и бронзы. В этом же дворце находится и кузница Гефеста, где он проводит большую часть времени. Посредине кузницы стоит громадная наковальня, в углу – горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи: их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах!
Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня и страшные, могучие удары его огромного молота.
Велик бог огня, искуснейший кузнец Гефест: он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же строго карает.

Боги Древней Руси.
Сварог - Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Об этом боге ходят довольно противоречивые сведенья. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба (по легенде Сварог бил по камню, который принесла русалка Рось, чтобы у нее родился сын от Перуна. И когда Сварог бил по камню то искры сыпались во все стороны и из этих искры и родился Тарх - Дажьбог, поэтому доподлинно неизвестно кто его настоящий отец Перун или Сварог) Само имя бога связывают с санскритским "свар" - Небо, а так же Свет. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и потому его связывают с огнем. Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом. Сварог так же считается отцом бога Огня Семаргла и Стрибога, а так же всех своих воинов Ратичей. Сварог очень способствовал развитию знаний. Так же мы находим сравнения Сварога с Гефестом (греч) Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо. Самое большое святилище Сварога находилось в польском селении Радогост. Сварогу поклонялись в Чехии, Словакии, где называли его "Рарогом"
Миф о Талаатхе и кузнеце.


... А было это не в те незапамятные времена, когда Боги создавали Мир, а совсем недавно, пару веков назад всего...
... Появлялись тогда Они еще среди людей и помогали им советом и делом. Государства процветали и богатели, ремесла и промыслы развивались. Люди были трудолюбивые и работящие, не то, что ныне. И умилялись Боги, глядя на детей своих, и помогали им от всей души, а люди радовались их помощи, и молитвы в то время звучали часто и искренне...
Жил в те времена кузнец по имени Сорус и был он угрюм и одинок, жил поодаль от людей и общался с ними неохотно. Жена его давно умерла, а детей они не нажили. Тяжкого характера был он, но руки у него были золотые. Наградили его Боги умением и способностью за трудолюбивость. И не было в Округе кузнеца лучше и умелей чем он. Работа у него спорилась, и делал он ее быстро и главное с удовольствием.
И пришел к нему Талаатх в обличие простого воина и попросил его изготовить ему меч. Сорус же, как обычно, угрюмо указал на стену, где висели разные мечи, и ответил, что хватает у него готовых, добрых мечей и нет резона ему ковать новые. Посмотрел Талаатх на мечи, вздохнул и принялся их руками гнуть да ломать, приговаривая: “Добрые мечи, крепкие мечи... "Молча тогда пошел Сорус в кузницу и начал новый меч ковать, думая сделать его таким, чтобы сломать и согнуть нельзя было. И подошел к нему Талаатх и молвил: “Зря ты стараешься, ибо не таким истинный меч должен быть”
Удивился Сорус тому, что простой воин учит его меч ковать, но смирил свою гордыню и спросил Талаатха, каким должен быть меч, если не острым и не крепким. Талаатх же только улыбнулся и молвил: “Истину говоришь! Должен меч быть и острым как лезвие и крепким как терпение Богов, но должен он быть еще и гибким, да так чтобы в кольцо скрутить можно было, и легким как дыхание младенца... ”
И схватился тогда Сорус за голову и воскликнул: “Сколько лет живу я, сколько мечей сковал, а о таком и не слыхал даже! ” Талаатх же просто предложил попробовать сначала, а потом уже судить. И сказал ему Сорус: “Ни разу не ковал я подобный меч, и не знаю, как это делается”. А Талаатх ответил ему: “Мы вместе скуем его, я буду мастером, а ты - подмастерьем” И согласился Сорус, ибо понял, кто явился к нему. Но не сказал кузнец богу, что узнал его, а молча встал к горну.
И взяли тогда они железо и раскалили его до белого свечения и начали ковать да закаливать клинок. Чудный меч у них получился, непривычный для глаз. Но когда закончили они работу всю, и взял Сорус меч в руки свои, то удивился. Легок был сей меч, конечно не так легок, как перо орла парящего в поднебесие, но казался пушинкой он по сравнению с другими мечами.
“Попробуй его согнуть” - голос Талаатха радостно звенел, ибо знал он, что сотворили они только что.
Согнул Сорус своими могучими руками клинок и легко тот свернулся в кольцо. Когда же отпустил он его, в то же миг выпрямился клинок, звеня, как натянутая струна. Понял тогда Сорус, какую науку преподал ему Талаатх, и обратился к нему с благодарностью.
И молвил тогда Талаатх своим могучим голосом и сверкнул глазами: “За науку эту ты мне должен многое, ибо нет на свете теперь кузнеца умелее тебя. Но не знаю я справишься ли ты с моим делом” Опустил Сорус голову покорно и прошептал почти: “Слово твое Повелитель Неба, Ты только скажи его мне, и горе мне, если подведу тебя” Улыбнулся тогда Талаатх и молвил: “Что ж, тогда отныне ты будешь брать к себе учеников и учить их всему, что сам знаешь, ибо не дело выйдет, если ковать будут неумехи” В тот же миг исчез он, окутанный туманом.
Когда же туман рассеялся, стоял Сорус один посреди кузницы, сжимая в руках тяжелый заветный молот... С тех пор и повелось в Мире, калить сталь до белого сияния не до красного и мечи стали на целую ладонь длиннее и вполовину тоньше, чем ране были. А тот клинок скованный самим Талаатхом никто боле и не видел, видно забрал он его себе, на память...


Пословицы о кзнецах:
“Кузнец – всем ремеслам отец”

"Человек - кузнец своего счастья"

"Куй железо, пока горячо!"

“ Чтобы стать кузнецом, надо ковать” (Французская пословица)

“Кузнец молотом свой хлеб молотит”


Стихотворение:
Роман Афанасьев
КУЗНЕЦ
Подкову мне на счастье закали
Чтоб долгий путь мой был весел и светел
Я остаюсь здесь только до зари
И прочь умчусь сегодня на рассвете
Кузнец, а ты хороший малый
Тебе я расскажу все про себя
Ты в жизни повидал людей не мало
Ну так присядь и выслушай меня
Хочу, что б конь меня нес словно ветер
Туда где больше нету никого
Хочу я убежать от всех на свете
Но от себя ведь скрыться не легко
Хочу я быть свободным словно птица
Чтобы лететь туда, где всем светло
И я хотел бы заново родиться,
Но это к сожаленью не дано
Кузнец, пожми на счастье руку
Хочу я убежать от памяти
Хочу я позабыть всю эту муку.
В дороге, забвенье обрести.


главная


 
Hosted by uCoz